Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Sykora М. Obsah vzdelani a dynamika společenských přeměn: Teoretické a meto-dologické aspekty. Praha: SPN, 1988. 206 s.

 

Проблема содержания образования интенсивно исследуется в социалистических и развитых капиталистических странах. Рассматриваемая книга чехословацкого ученого Милослава Сикоры представляет собой попытку создания наиболее совершенной теории содержания образования, которая может стать основой для принятия решения о направлении реформы системы образования и воспитания, для поиска наиболее эффективной концепции школы, для подготовки, разработки и оценки учебников и для решения многих других вопросов.

Во вступительной главе М. Сикора устанавливает причины терминологических различий в данной области и приходит к выводу о том, что расхождение понятий и идей отражает существенные различия исходных положений, выраженных разными авторами, и, следовательно, не может быть преодолено лишь договоренностью о значении использованных терминов, а требует скрупулезного теоретического и методологического анализа исходных позиций. В книге анализируется несколько концепций содержания образования.

Для решения теоретических вопросов автор использует основную философскую категорию «общественные отношения». Являясь более общей, чем категории «деятельность»

 

168

 

или «общение», категория «общественные отношения» включает также все формы практических отношений человека (общества) к реальности, общественные и индивидуальные формы потребностей и способностей. Эта категория способствует решению и сложной методологической проблемы — взаимоотношения индивидуальной и родовой деятельности человека, общественной и исторической практики.

Одной из наиболее сложных задач теории содержания образования является решение вопроса о взаимоотношении знания и общественной практики, знания и содержания образования. В третьей главе автор исследует философские, психологические и педагогические аспекты познавательной стороны сознания (знания). На актуальном историческом материале обосновывается оригинальная теория универсальности, которая объясняет процесс неизбежного перехода части общественной практики (содержания) в содержание образования, а затем в содержание обучения.

Сердцевиной работы является четвертая глава. В ней освещаются прежде всего общие вопросы педагогики: при помощи категории «общественные отношения» определяется сущность воспитания и обучения. Воспитание понимается как «совокупность общественных явлений», т. е. как совокупность отдельных частных институциональных форм воспитания. Самой главной, независимой и универсальной формой воспитания является обучение. Концепции обучения отражают исторически обусловленные общественные формы обучения.

Автор исследует вопросы содержания образования в трех основных концепциях обучения: в догматическом обучении (IX— XVIII вв.), в словесно-наглядном (XVIII— XX вв.), в развивающем обучении (XX в.). Объясняя сущность так называемых артефактов обучения (непредусмотренных его следствий), М. Сикора делает новые теоретические выводы о сущности обучения как основной формы воспитания.

Заключительная глава подытоживает теоретические выводы работы и определяет основные понятия: образование, общее образование, рассматривая их в соотношении с такими понятиями, как воспитание и обучение. Исходя из закономерностей, которые объясняются теорией универсальности, показано, что исторически обучение начинало постепенно взаимодействовать со все новыми сферами общественной практики.

В заключении разъясняются классовые корни, гуманистическое содержание и гуманизирующее начало общего политехнического образования.

 

Т.Е. Беднарова

                                           Прага, ЧССР